Академия жизни


Навигация по сайту

Главная ---> ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ---> Обращаясь к общей профессиограмме и психограмме юриста

Обращаясь к общей профессиограмме и психограмме юриста

Обращаясь к общей профессиограмме и психограмме юриста
(см. рис.9), можно выделить в ней на основе анализа деятельности юриста некоторые особо важные для него профессиональные качества.

 

В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач, рассмотренных нами выше. К таким профессиональным задачам мы отнесли: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль.

На стадии практического завершения судебного процесса судья составляет и оглашает судебное заключение-приговор, оформляет необходимую документацию. Здесь требуется высокая правовая эрудиция, знание законов, высокая ответственность, умение оформлять документацию в соответствии с процессуальными нормами, требованиями юридической культуры и логики. На этой же стадии судья должен проанализировать и правильно оценить результативную информацию с тем, чтобы учесть ее и творчески использовать в своей дальнейшей практике.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способностью в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса - с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий во-вне, на других людей; общительность; коллективизм; адекватное использование мимики и пантомимики.

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

 
Copyright © 2004-2011. При копировании материала активная ссылка на наш ресурс обязательна.
Copyright © 2004-2011. При копировании материала активная ссылка на наш ресурс обязательна.