Навигация по сайту

В современной зарубежной психологии

В современной зарубежной психологии широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.

 

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio - познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения. Психологическая структура поведения широко исследуется американскими психологами и нейрофизиологами*. Миллер, Галантер и Прибрам исследовали те промежуточные переменные, которые связывают стимул и реакцию. Они приходят к выводу о том, что этими внутренними инстанциями поведения являются образ и план. Под образом имеется в виду информативное обеспечение действия, под планом - его алгоритмическая структура. Стратегия плана строится на основе проб, осуществляемых в условиях, созданных образом. Проба (test) предшествует каждой операции (operatic), которые, видоизменяясь на основе обратной связи, приводят в конце концов к желаемому конечному результату (exist). Единица поведения осуществляется, таким образом, по схеме: Т-О-Т-Е.

 

* См.: Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1967; Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

 

Большинство современных зарубежных исследований охватывают лишь отдельные проявления человеческой психики.

В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления*. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.

* См.: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Перев. с англ. М., 1992; Xappuc Т. Я хороший, ты хороший. Практическая психология. Перев. с англ. М., 1993; Дизель П., Ранъян М. Поведение человека в организации. Перев. с англ. М., 1993; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Перев. с англ. М., 1992.

 

* * *

XX век начался для психологов открытием IV Международного психологического конгресса, выходом в свет почти никем не замеченного труда 3. Фрейда "Толкование сновидений". В своих вступительных речах на психологическом конгрессе известные психологи Герман Эббингауз и Теодюль Арман Рибо еще только ратовали за будущий союз психологии с естествознанием. Но физиолог И. П. Павлов еще не развернул свои опыты по условным рефлексам, а менталитет многих психологов был еще занят сообщениями П. Каруса о необходимости исследования бессмертия души.

К концу XX века психология стала ключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли, стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологии столь значительны, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в системе наук о человеке.

Психологи все более плодотворно работают в школе и клинике, на производстве и в военной лаборатории, в центрах подготовки космонавтов и в управленческих структурах, в систе ме правоохранения и аналитических центрах социального развития. Психологические знания необходимы везде, где возникает необходимость научной организации труда, эффективного использования ресурсов человеческой психики. В настоящее время эффективно развиваются прикладные отрасли психологии: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, космическая, спортивная, психология искусства, управления, менеджмента и др.

Современная психология все более интегрируется с нейрофизиологией, постулируя обусловленность психических явлений как внешними воздействиями, так и закономерностями работы мозга. Психология становится наукой, устанавливающей связи между индивидуальным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.

Историческая цепочка психологических учений - это не набор "взглядов", а восходящее развитие представлений человека о своей сущности. Научно-психологические завоевания каждой эпохи были прорывом на пути формирования системных представлений о психике человека.

Категориальный аппарат психологии формировался в русле отдельных школ и направлений: категория действия - в русле функционализма и бихевиоризма, категория образа - в русле гештальтпсихологии и структурализма, категория мотивации - в русле психоанализа, категория межличностного взаимодействия - в русле интернационализма. Знаковая и деятельностная концепция психологии развивалась школой Л. С. Выготского. Достижения этих направлений содействовали формированию общепсихологической теории, а их недостатки вели к поиску новых психологических парадигм. В настоящее время психология стоит перед необходимостью своей общетеоретической интеграции.

Грядущий XXI век будет веком глобальной, общепланетарной интеграции человечества, веком формирования единого общемирового сознания человечества, веком окончательного утверждения общесоциальных ценностей. Неизмеримо возрастет внимание человека к самому себе. Произойдет новый мощный прорыв научной мысли к глубинам человеческой психики. Заслугой же ученых-психологов XX века - Вундта, Фрейда, Джемса, Вертгаймера, Кюльпе, Торндайка, Бине, Пиаже, Бехтерева, Выготского, Фрома, Юнга и многих других - было то, что они создали базу для дальнейшего восхождения к высотам человековедения.

 


Copyright © 2004-2011. При копировании материала активная ссылка на наш ресурс обязательна.